АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ ПРОДУКЦИИ АКВАКУЛЬТУРЫ В ЦЕНТРАЛЬНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ

 АННОТАЦИЯ

Настоящий отчет подготовлен НП «Центр стратегических инициатив в области рыбохозяйственной деятельности» (ЦСИ) для ООО СПХ «Осетр».

Документ содержит аналитические материалы по анализу и оценке рынка сбыта рыбопродукции Центрального федерального округа, состоит из 5 разделов, содержит 18 страниц, 7 рисунков, 11 таблиц.

Данная работа выполнена с целью выявления концептуальных подходов и методологии мониторинга состояния аквакультуры и продвижения продукции СПХ «Осетр» на рынки.

Результаты работы будут применяться в практической деятельности СПХ «Осетр».

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.   ОБЩАЯ ДИНАМИКА ВЫПУСКА ПИЩЕВОЙ
      РЫБНОЙ ПРОДУКЦИИ РОССИЙСКИМИ
      ПРОИЗВОДИТЕЛЯМИ.. 3

2.   ДИНАМИКА ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ
      ПРОДУКЦИИ АКВАКУЛЬТУРЫ.. 4

2.1.    Потребление продукции аквакультуры
          в Центральном федеральном округе. 5

2.2.1.       Группа с совокупным доходом семьи
                менее 40 тыс. рублей в месяц. 7

2.2.2.       Группа с совокупным доходом семьи
                от 40 до 80 тыс. рублей в месяц. 8

2.2.3.       Группа с совокупным доходом семьи
                свыше 80 тыс. руб. в месяц. 11

2.2.4.       Динамика среднедушевого потребления
                рыбопродукции. 13

3.   УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В
      РЫБОПРОДУКЦИИ (ВКЛЮЧАЯ ПРОДУКЦИЮ
      АКВАКУЛЬТУРЫ) 15

4.   ЕМКОСТЬ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА СБЫТА
      РЫБОПРОДУКЦИИ (ВКЛЮЧАЯ ПРОДУКЦИЮ
      АКАКУЛЬТУРЫ) 17

 

1.      ОБЩАЯ ДИНАМИКА ВЫПУСКА ПИЩЕВОЙ РЫБНОЙ ПРОДУКЦИИ РОССИЙСКИМИ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМИ 

Основной задачей в рыбной отрасли является переход российской рыбной промышленности с мирового рынка сырья на рынок продуктов глубокой переработки.

На рис. 1 представлена динамика объема выпуска пищевой рыбной продукции в России за период с 2003 по 2009 годы.

Рисунок №1. Динамика объема выпуска пищевой рыбной продукции в России за период 2003-2009 годы, тыс. тонн

Объем производства рыбопродукции (включая консервы) в 2008 году составил 3100 тыс. тонн, из которых 35% было поставлено за рубеж.

В табл. 1 представлены показатели динамики производства и выпуска рыбопродукции в России за период с 2005 по 2009 годы.

Таблица №1

Показатели динамики объёмов производства и выпуска рыбопродукции в России за период 2005-2009 годы

Показатели

Ед. изм.

2005 год

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

1.   

Товарный выпуск пищевой рыбной продукции, (вкл. консервы)

тыс. т

2989

2990

3000

3100

3150

в т.ч. пищевая продукция

тыс. т

2784

2785

2794

2874

2910

в т.ч. консервы рыбные

муб.

580

580

585

640

680

2.   

Производство непищевой рыбной продукции

тыс. т

85

110

140

165

185

в т.ч. мука кормовая

тыс. т

59

60

75

90

105

в т.ч. рыба и фарш кормовой

тыс. т

21

45

59

68

72

в т.ч. прочая непищевая

муб.

5

5

6

7

8

3.   

Объем промышленной продукции без НДС

млн. руб.

86207

95682

108034

126856

142050

4.   

Инвестиции в основной капитал

млн. руб.

3743

5880

13569

18029

23402

5.   

Финансовый результат

млн. руб.

3470

4425

7062

10683

14569

2.      ДИНАМИКА ПРОИЗВОДСТВА  И ПОТРЕБЛЕНИЯ ПРОДУКЦИИ АКВАКУЛЬТУРЫ 

На рис. 2 показана динамика производства продукции аквакультуры (включая продукцию рыбопереработки) за период с 2007 по 2009 год.

Рисунок №2. Динамика производства продукции аквакультуры (включая продукцию рыбопереработки) за период 2007-2009 годы

 Среднемесячный прирост производства рыбопродукции в 2009 году составляет порядка 7%. В первом полугодии 2006 года был отмечен спад производства в сравнении с аналогичными периодами других годом, что связано с относительной нестабильностью финансово-экономической обстановки, а также нехваткой основных средств предприятий и медленными темпами государственной поддержки отрасли.

Далее на рис. 3 приводится структура переработки продукции аквакультуры в 2008 году, произведенная российскими предприятиями.

Рисунок №3. Структура объёмов переработки продукции аквакультуры в 2008 году, произведенная российскими предприятиями 

Наибольший удельный вес в общем объеме выпуска и переработки продукции аквакультуры составили живая и охлажденная рыба, а именно:

-       рыба охлажденная – 1817 тыс. т (62%);

-       рыба живая – 265 тыс. т (9%);

-       прочая рыбопродукция – 29%.

По сравнению с 2007 годом, среднегодовой прирост по данным группам рыбопродукции составил 7%, наибольший прирост в данной группе дала охлажденная рыба – 12,1%.

Наибольший прирост выпуска рыбопродукции обеспечили:

-       рыба специальной разделки;

-       пищевая икра;

-       кулинарные изделия;

-       рыба сушено-вяленая.

2.1.   Потребление продукции аквакультуры в Центральном федеральном округе 

В данном подразделе проводится сегментация рынка продукции аквакультуры. Особое внимание уделяется оценке потенциального спроса на продукцию аквакультуры СПХ «Осетр» в Центральном федеральном округе и перспектива наращивания объемов производства в будущем с точки зрения розничных и оптовых (сетевых) покупателей.

Сегменты рынка определялись по демографическому признаку, а именно:

-       пол;

-       возраст;

-       совокупный доход семьи.

Необходимо отметить, что основную массу покупателей продукции аквакультуры составляют женщины (порядка 96%).

Ранжируя данные по возрастному признаку, легко видеть следующие соотношения:

-       покупатели от 22 до 40 лет составляют 40%;

-       покупатели от 41 до 55 лет составляют 44%;

-       покупатели свыше 55 лет составляют 16%.

Исходя из полученных данных, можно заключить, что наиболее активная реклама рыбных продуктов и стимуляция их приобретения должна быть ориентирована на женщин среднего возраста, имеющих семью, так как данный сегмент имеет наибольший удельный вес среди всех прочих групп.

Ведущим социально-демографическим показателем, на основе которого проведена дальнейшая сегментация рынка, явился доход. В силу покупательских тенденций потребители могут быть разбиты на три основные группы: с совокупным доходом семьи до 40 тыс. руб. в месяц, от 40 до 80 тыс. руб. в месяц и свыше 80 тыс. руб. в месяц (табл. 2).

Таблица №2

Сегментация потребителей продукции аквакультуры
по совокупному доходу семьи

Совокупный доход семьи*

Соотношение, в %

  1.  

До 40 тыс. руб.

16,4%

  1.  

От 40 до 80 тыс. руб.

65,6%

  1.  

Свыше 80 тыс. руб.

18%

Итого:

100%

*Примечание: под совокупным доходом семьи понимается доход семьи из 3-х человек за один месяц.

На рис. 4 показана сегментация потребителей продукции аквакультуры по совокупному доходу семьи.

Рисунок №4. Сегментация потребителей продукции аквакультуры по совокупному доходу семьи

Основная часть покупателей – это люди со средним достатком от 40 до 80 тыс. руб. в месяц (65,6%). В табл. 3 показана структура потребительских предпочтений населения.

Таблица №3

Общая структура потребительских предпочтений

Фактор предпочтения

Соотношение, в %

  1.  

«Люблю»

67%

  1.  

«Для разнообразия»

22%

  1.  

«Полезно»

11%

Итого:

100%

2.2.1. Группа с совокупным доходом семьи менее 40 тыс. рублей в месяц

Чаще всего решающим моментом при покупке того или иного вида рыбы является ее цена, поэтому представители данной группы покупают в основном обычную пресноводную свежую или охлажденную рыбу, такую как карп, карась, щука, сом, и пр. Данный сектор достаточно велик и имеет своих постоянных покупателей, хотя предпочтения отдаются, в основном, живой рыбе (порядка 33%).

Говоря о виде приобретаемой рыбы, необходимо подчеркнуть, что даже покупатели с небольшим достатком предпочитают обработанную рыбу (обезглавленные тушки, филе и пр.).

Сравнивая объемы поставки целой рыбы в магазины и на продуктовые рынки, а также спрос на продукцию аквакультуры, можно утверждать, что данный товар не обладает достаточным потенциалом для его дальнейшего продвижения на рынок в рамках проекта СПХ «Осетр». Постепенно количество целой рыбы на прилавках будет сокращаться, уступая место более совершенному товару – обработанной рыбе. Низкий спрос на полуфабрикаты в группе обусловлен высокими ценами, несмотря на перспективность при условии снижения цены в будущем. Рыбопродукты и вовсе не употребляются этой группой населения, т.к. они относятся к разряду деликатесов на столе соотечественников с совокупным доходом семьи менее 40 тыс. руб. в месяц.

Потребители этого сегмента покупают рыбу не реже, чем 1 раз в месяц, что свидетельствует об устоявшемся рационе питания. Обычно приобретается рыба в небольших количествах – до 2 кг.

Также можно сделать вывод, что в основном качество рыбной продукции устраивает потребителей данной группы, хотя иногда возникают жалобы на сухость продукции и недостаток пресноводной рыбы в ассортименте магазинов. Цены же, по мнению большинства, достаточно высоки, хотя доля покупателей, которых цены устраивают, также существенна.

Разбивая группу по местам покупки, можно сделать вывод о том, что те покупатели, которых не устраивают цены, приобретают рыбу на рынке, так как это, в некоторой степени, дешевле, однако потребители, кого интересует качество продукции (что редко встречается в данной группе), приобретают рыбу в магазинах. Следует также обратить внимание на тот факт, что покупатели, приобретающие рыбу в магазинах, являются приверженцами определенной продуктовой сети (или конкретного магазина). Такой факт обусловлен удобством его расположения или качеством приобретаемого продукта.

2.2.2. Группа с совокупным доходом семьи от 40 до 80 тыс. рублей

в месяц

Как упоминалось ранее, данная группа занимает наибольший удельный вес в генеральной совокупности наблюдений (порядка 65,6%).

Говоря о критериях предпочтения, необходимо подчеркнуть, что, так же как и в группе с низким уровнем доходов, основную роль при совершении покупки играет фактор «приверженности» к определенному сорту рыбы или рыбопродуктам. Однако более весомым доводом, при приобретении продукции аквакультуры в группе с совокупным доходом семьи от 40 до 80 тыс. рублей в месяц, является полезность продукта и разнообразие основного рациона питания. Таким образом, легко видеть зависимость доходов потребителей и их стремление вести здоровый образ жизни, то есть потреблять натуральные, качественные, дорогие продукты питания (табл. 4).

Таблица №4

Структура потребительских предпочтений в группе с совокупным доходом семьи от 40 до 80 тыс. руб. в месяц

Фактор предпочтения

Соотношение, в %

  1.  

«Люблю»

39%

  1.  

«Полезно»

28%

  1.  

«Для разнообразия»

30%

  1.  

«Деликатес»

3%

Итого:

100%

Представители данной группы предпочитают приобретать свежемороженую рыбу (порядка 58%), опираясь на такие доводы, как: «ее легче хранить» и «ее легче готовить», хотя доля покупателей, стремящихся к приобретению живой рыбы, несоизмеримо возрастает по сравнению с предыдущей группой, что говорит о появлении претензий к качеству рыбы с возрастанием дохода.

Подавляющее большинство магазинов не удовлетворяют данному сегменту рынка, так как свежей рыбы на прилавках немного, однако спрос на такой вид рыбопродукции достаточно высок – порядка 36% (табл. 5).

Таблица №5

Спрос на различные виды рыб в группе с совокупным доходом семьи
от 40 до 80 тыс. руб. в месяц

Вид рыбы

Соотношение, в %

  1.  

Продукция марикультуры

42%

  1.  

Пресноводная живая рыба

36%

  1.  

Пресноводная охлажденная рыба

22%

Итого:

100%

Что касается вида приобретаемой продукции аквакультуры, то здесь наблюдается определенная закономерность, связанная с нежеланием приобретать необработанную рыбу, но в отличие от предыдущей группы, где в основном предпочитали обработанные тушки, в данной группе предпочитают рыбное филе, несмотря на то, что цены на него выше, чем на тушки. Что касается потребления покупателями целой рыбы (не прошедшей предварительной обработки) легко видеть, что с возрастанием дохода ее потребление неизменно падает (табл. 6).

Таблица №6

Спрос на различные виды разделки рыб в группе с совокупным доходом семьи от 40 до 80 тыс. руб. в месяц

Вид рыбы

Соотношение, в %

  1.  

Тушки различных видов рыб

19%

  1.  

Филе различных видов рыб

61%

  1.  

Целая рыба

6%

  1.  

Рыбопродукты

11%

  1.  

Полуфабрикаты

3%

Итого:

100%

Необходимо также отметить, что в данном сегменте появляются потребители таких товаров, как рыбопродукты. Однако на полуфабрикаты спрос столь же невысокий, как и в предыдущей группе, но причиной такого восприятия является уже не цена, а сомнительные качество и полезность продукции. В основном потребители не приобретают полуфабрикаты по причине наличия в продукте пищевых добавок, красителей и консервантов, которые, по их мнению, не столько ухудшают вкусовые качества, сколько вредны для здоровья.

Подавляющее большинство покупок происходит 1 раз в неделю, что вполне закономерно подтверждается критериями предпочтения рыбы.

Присутствует следующая связь между частотой и причиной покупки рыбы:

-       если покупка сделана по причине «приверженности» к рыбопродуктам, то она совершается 1 раз в неделю;

-       если же основной причиной покупки стало стремление разнообразить рацион питания, то чаще всего такие покупки не систематизированы.

Потребители, приобретающие рыбу из-за ее полезных свойств, покупают рыбу 1 раз в месяц или же реже.

Также прослеживается взаимосвязь между количеством покупаемой рыбы и частотой ее приобретения. Однако в данном случае на передний план выступает такой параметр, как размер семьи, что достаточно точно подтверждает мнение о существовании «рыбных дней» в большинстве семей со средним доходом.

Также вполне объяснимым явлением можно считать увеличение количества людей, недовольных качеством продукции аквакультуры (табл. 7).

Таблица №7

Удовлетворенность потребителей качеством покупаемой рыбопродукции

Вариант ответа

Соотношение, в %

  1.  

Да

64%

  1.  

Нет

36%

Итого:

100%

Вполне очевидно, если потребителя не устраивает цена на продукцию (он считает ее завышенной), следовательно, не возникает потребности в приобретении данной продукции в магазине, и данная покупка совершается там, где продукция стоит дешевле, то есть на рынке. Однако следует понимать, что на рынках отсутствует налаженная система контроля качества товара, поэтому часто встречаются жалобы на перемороженную, испорченную рыбу, плохо обработанное филе и пр.

Следует также отметить, что большинство людей, покупающих рыбу в магазине, приобретают ее в так называемом «своем магазине», то есть там, где гарантировано качество и покупателями которого они являются на протяжении длительного периода времени. Однако в данной социально-демографической группе на выбор магазина оказывает воздействие уже не только определенное качество продукции или близость его от дома, но и разнообразие ассортимента. Кроме того, важное влияние на выбор магазина оказывает фактор его удачного расположения.

2.2.3. Группа с совокупным доходом семьи свыше 80 тыс. руб. в месяц

Относительно данной группы потребителей продукции аквакультуры стоит отметить, что все основные тенденции, изложенные в предыдущих разделах, продолжают сохраняться и эволюционировать.

Резко выходит на первое место критерий полезности как основной довод, предопределяющий покупку. Население с возрастанием дохода стремится увеличивать потребление полезных продуктов, и в этом потребители данной группы ориентируются на потребителей зарубежных стран, а сравнительно высокий доход дает возможность осуществить свои желания.

Любопытно также отметить, что в данном сегменте совпадают факторы «приверженности» и вкусовых качеств (понятие деликатес). Вероятно, это вызвано тем, что представители данной группы могут позволить себе приобретать дорогие рыбопродукты, а употребление деликатесов в пищу в этом секторе существенно выше (табл. 8).

Таблица №8

Структура потребительских предпочтений в группе с совокупным доходом семьи свыше 80 тыс. руб. в месяц

Фактор предпочтения

Соотношение, в %

  1.  

«Люблю»

20%

  1.  

«Полезно»

50%

  1.  

«Для разнообразия»

10%

  1.  

«Деликатес»

20%

Итого:

100%

На рис. 5 показана структура потребительских предпочтений в группе с совокупным доходом семьи свыше 80 тыс. руб. в месяц.

Рисунок №5. Структура потребительских предпочтений в группе с совокупным доходом семьи свыше 80 тыс. руб. в месяц

С возрастанием дохода появляется желание все более разнообразить свой рацион, поэтому, говоря о предпочтении того или иного вида рыбы, следует сказать, что соотношение в предпочтении продукции пресноводной аквакультуры покупатели считают полезной и наиболее изысканной.

Тенденция, связанная с потреблением обработанной рыбы, в этом сегменте принимает ярко выраженный вид. Тушки считаются недостаточно высоко обработанными, не говоря уже о целой рыбе. Наибольшим предпочтением пользуется свежее филе. Так же возрастают объемы приобретаемых рыбопродуктов, что вполне объясняется повышением роли вкусовых качеств рыбы в определении предпочтения при покупке. Полуфабрикаты по-прежнему не пользуются особым спросом (табл. 8).

Таблица №8

Спрос на различные виды разделки рыб в группе с совокупным доходом семьи свыше 80 тыс. руб. в месяц

Вид рыбы

Соотношение, в %

  1.  

Тушки различных видов рыб

10%

  1.  

Филе различных видов рыб

50%

  1.  

Целая рыба

-

  1.  

Рыбопродукты

30%

  1.  

Полуфабрикаты

10%

Итого:

100%

Основная масса покупателей, относящаяся к данной социально-демографической группе, приобретает рыбу в количестве от 1 до 2 кг, однако также достаточно велико число покупающих рыбу и рыбопродукцию до 1 кг. Частота покупки в данном сегменте, впрочем, как и во всех остальных, гораздо выше, что позволяет сделать вывод о том, что покупка по своей частоте не зависит от дохода, и практически все потребители рыбы покупают ее раз в неделю. Соотношение качества товара и цены остается такое же, как и в группе потребителей со средним доходом.

В данной группе большинство покупателей удовлетворено качеством продукции (80%). Порядка 20% покупателей, не удовлетворенные качеством, либо жалуются на недостаточный ассортимент, либо на плохую обработку рыбы. В данной группе потребители наиболее удовлетворены ценами на продукт, хотя в большинстве своем делают покупки в магазинах, что на 10-15% дороже, чем на рынках.

Оценивая потенциальный спрос на рыбопродукты в этом сегменте потребителей, можно сделать вывод о том, что он не достаточно насыщен.

2.2.4. Динамика среднедушевого потребления рыбопродукции

В качестве исходных данных для расчетов использованы официальные данные Росстата за 2008 год и экспертные оценки из различных источников.

Потребление рыбы и рыбопродуктов на 1 человека за 2008 год в среднем по России составило 11,8 кг. Это примерно соответствует среднему уровню потребления рыбы на душу населения в Центральной и Восточной Европе (12,0 кг), но составляет менее половины среднего потребления в ЕС-15 (26,7 кг). При этом, в Дании, например, потребляется около 40 кг рыбы и рыбопродуктов на душу населения в год.

В разрезе федеральных округов Российской Федерации ситуация выглядела следующим образом: Центральный федеральный округ (ЦФО) – 15,8 кг; Северо-Западный федеральный округ (СзФО) – 15,3 кг; Южный федеральный округ (ЮФО) – 8,6 кг; Приволжский федеральный округ (ПрФО) – 8,9 кг; Уральский федеральный округ (УФО) – 11,1 кг; Сибирский федеральный округ (СФО) – 9,2 кг; Дальневосточный федеральный округ (ДФО) – 13,8 кг.

2.2.4.1.       Потребление рыбы и рыбопродукции (включая продукцию аквакультуры) в Центральном федеральном округе

В Центральном федеральном округе складывается примерно одинаковая ситуация: потребление рыбной продукции не достигает медицинской нормы (которая, по оценкам специалистов, составляет 21-24 кг на душу населения в год), однако его объемы соответствуют минимальному уровню потребительской корзины.

Необходимо отметить, что в данном округе потребление рыбопродукции стабильное. Однако, несмотря на это, есть области, население которых страдает от нехватки рыбной продукции. К их числу относятся те области, которые по разным показателям социально-экономического развития часто относят к «неблагополучным» (рис. 6).

 

Рисунок №6. Потребление рыбы и рыбопродукции (включая продукцию аквакультуры) на душу населения в год

в Центральном федеральном округе, кг

Таким образом, по состоянию на 2008 год, объем потребления рыбной продукции в ЦФО значительно отстает не только от показателя медицинской нормы, но и от уровня минимального набора продуктов питания согласно потребительской корзине, где величина потребления для разных возрастных категорий составляет: мужчины – 14,7 кг/год; женщины – 12,7 кг/год; пенсионеры – 14,7 кг/год; дети 0-6 лет – 8,7 кг/год; дети 7-15 лет – 12,5 кг/год.

3. УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В РЫБОПРОДУКЦИИ (ВКЛЮЧАЯ ПРОДУКЦИЮ АКВАКУЛЬТУРЫ)

Недостаток потребления рыбопродукции в целом по России в 2008 году составил 1740,8 тыс. тонн, или 50,8% от потребности населения в данном виде продовольствия.

По субъектам Российской Федерации недостаток потребления рыбопродукции в процентном отношении колеблется в значительных масштабах. Кроме того, все субъекты Российской Федерации по удовлетворению потребности в рыбопродукции (в особенности в продукции аквакультуры) можно разделить на несколько категорий (рис. 7)*, а именно:

1)                менее 21%;

2)                21-31%;

3)                31-41%;

4)                41-51%;

5)                51-61%;

6)                61-71%;

7)                71-81%;

8)                81-91%;

9)                более 91%.

 

Рисунок №7. Удовлетворение потребности в рыбопродукции по субъектам Российской Федерации

*Примечание: Диаметр круга определяется численностью населения, проживающего в регионах, входящих в каждую категорию (тыс. чел.). Из данного анализа исключены регионы, входящие на момент сбора статистической информации о них в более крупные субъекты Российской Федерации (автономные округа).

Значительная доля населения регионов ЦФО попадает в не благоприятные категории по уровню потребления рыбной продукции. Кроме того, потребление рыбопродукции не везде одинаково (табл. 9).

Таблица №9

Потребление рыбопродукции в Центральном федеральном округе

Наименование региона

Потребление рыбы и рыбопродуктов в 2008 году, тыс. тонн

РФ

1685,30

Центральный федеральный округ

589,13

Белгородская область

17,11

Брянская область

17,73

Владимирская область

16,50

Воронежская область

21,94

Ивановская область

9,67

Калужская область

13,39

Костромская область

7,33

Курская область

10,84

Липецкая область

18,14

Московская область

70,50

Орловская область

9,58

Рязанская область

15,58

Смоленская область

10,87

Тамбовская область

11,10

Тверская область

15,61

Тульская область

21,41

Ярославская область

15,38

г. Москва

261,82

Анализ существующих объемов потребления рыбной продукции с учетом медицинской нормы позволяет сделать вывод о том, что в каждом из них (кроме г. Москва) существует неудовлетворенная потребность в рыбопродукции. Из этого следует, что объективно существует возможность расширения объемов поставок продукции аквакультуру СПХ «Осетр» в регионы. В первую очередь, эта возможность может быть обеспечена с помощью различных мер государственной поддержки в рамках федеральной целевой программы «Повышение эффективности использования и развитие рыбохозяйственного комплекса в 2009-2013 годах», в которой проект СПХ «Осетр» участвует как приоритетный национальный проект.

Свободная емкость региональных рынков сбыта рыбопродукции по состоянию на 2005 г. приведена в табл. 7.13.

4. ЕМКОСТЬ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА СБЫТА РЫБОПРОДУКЦИИ (ВКЛЮЧАЯ ПРОДУКЦИЮ АКАКУЛЬТУРЫ) 

В табл. 10 приводятся данные (оценка, построенная на основе данных официальной статистики и независимых экспертных заключений) по емкости регионального рынка рыбопродукции (рынка Центрального федерального округа)

Таблица №10

Емкость рынка сбыта рыбопродукции (включая продукцию аквакультуры) Центрального федерального округа

Наименование региона

Недостаток потребления (2008 год), тыс. тонн

РФ

1740,8

Центральный федеральный округ

307,4

Белгородская область

19,2

Брянская область

14,2

Владимирская область

18,8

Воронежская область

33,6

Ивановская область

16,7

Калужская область

10,9

Костромская область

9,7

Курская область

17,6

Липецкая область

10,2

Московская область

88,6

Орловская область

10,4

Рязанская область

12,8

Смоленская область

13,3

Тамбовская область

16,0

Тверская область

18,2

Тульская область

17,0

Ярославская область

16,5

г. Москва

-11,6

Из вышеприведенных данных видно, что даже при условии увеличения объемов импорта рыбной продукции в Россию для отечественных товаропроизводителей остается значительная свободная ниша на рынке ЦФО.

 

 

© shposetr

Конструктор сайтов - uCoz